Официальный партнёр ИП Абрамова Наталья Александровна

Техническое регулирование в условиях Единого экономического пространства

Техническое регулирование в условиях Единого экономического пространства
Заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Владимир Саламатов выступил на Международной конференции «Роль промышленности в формировании системы технического регулирования Единого экономического пространства» в рамках Российской недели бизнеса-2012

15 февраля 2012 года вступит в силу первый технический регламент Таможенного союза «О безопасности пиротехнических изделий». Вся пиротехническая продукция после вступления в силу данного технического регламента будет маркироваться новым знаком обращения продукции на рынке - знаком евразийского соответствия (рис.1). Наша задача, чтобы потребитель начал доверять этому знаку обращения продукции на рынке.

 Единый знак обращения продукции на рынке Таможенного союза – знак Евразийского соответствия

Рис.1 Единый знак обращения продукции на рынке Таможенного союза – знак Евразийского соответствия

Хотелось бы остановиться на организации работы Евразийской Экономической Комиссии (ЕЭК) в части технического регулирования.

Необходимо разделять функции и полномочия, которые переданы в наднациональный орган – Евразийскую экономическую комиссию.

Разделение полномочий Совета и Коллегии изображены на рисунке 2.

 Функции и полномочия Евразийской Экономической Комиссии в части технического регулирования

Рис.2 Функции и полномочия Евразийской Экономической Комиссии в части технического регулирования

Более того, в каждом национальном правительстве осталось достаточное количество государственных функций, которые необходимо реализовывать (рис.3).

Распределение функций и полномочий между Евразийской Экономической Комиссией и национальными Правительствами

Рис. 3 Распределение функций и полномочий между Евразийской Экономической Комиссией и национальными Правительствами

Поэтому тезис о том, что на всех национальных органах по аккредитации, сертификации и техническому регулированию необходимо повесить амбарный замок - не выдерживает критики.

В связи с формированием единого рынка со странами Европейского Союза можно определить основную стратегическую цель формируемой системы технического регулирования Таможенного союза как достижение соотносимости знаков ЕАС и СЕ (рис.4).

 Стратегическая цель технического регулирования

Рис.4 Стратегическая цель технического регулирования

Знак соотносимости изображенный на рисунке 4 подобран не зря, ведь соотносимость это не знак тождества или равенства. В Российской Федерации, как и на всем постсоветском пространстве, имеются свои географические, климатические и прочие особенности. Учет этих особенностей в технических регламентах, стандартах полностью соответствует принципам Соглашения Всемирной Торговой Организации по техническим барьерам в торговле.

В конце декабря Президент РФ подписал соответствующее распоряжение о подписании Соглашения об устранении технических барьеров в торговле со странами постсоветского пространства, членами СНГ (рис.5).

Технические барьеры в торговле

Рис. 5 Технические барьеры в торговле

Это соглашение предусматривает возможность распространять технические регламенты Таможенного союза на постсоветском пространстве.

Основанием для этого, в том числе является наличие стандартов СНГ, которые преимущественно используются для целей подтверждения соответствия (рис. 6).

Основа технических регламентов Таможенного союза

Рис. 6 Основа технических регламентов Таможенного союза

Также у нас появился вариант модели устойчивого развития в области колесных транспортных средств (рис. 7).

Модель устойчивого роста в области автомобильного транспорта (на примере требований к выбросам транспортных средств)

Рис. 7 Модель устойчивого роста в области автомобильного транспорта (на примере требований к выбросам транспортных средств)

С точки зрения реализации экологических требований к автомобилям Россия, Беларусь и Казахстан оказались на совершенно разном уровне.

Правительства трех стран нашли решение, как правильно выстроить ступени роста экологического класса, чтобы к 2015 году, когда вступит в силу единый техрегламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», достичь тех же экологических требований к автомобильному транспорту, как и в России.

В рамках Таможенного союза принято 24 технических регламента, 13 проектов технических регламентов одобрены Правительством РФ, остальные 8 находятся в различной степени готовности и будут одобрены в 1 квартале 2012 года (рис.8,9).

 Ход принятия технических регламентов Таможенного союза

Рис.8 Ход принятия технических регламентов Таможенного союза

 Вступление в силу технических регламентов Таможенного союза

Рис. 9 Вступление в силу технических регламентов Таможенного союза

Принимая технические регламенты, мы детально анализировали структуру потребительского рынка (рис.10)

Принятые технические регламенты покрывают 77% продукции, обращающейся на потребительском рынке.

 Принятие технических регламентов Таможенного союза в отношении групп продукции потребительского рынка

Рис. 10 Принятие технических регламентов Таможенного союза в отношении групп продукции потребительского рынка

11 проектов технических регламентов Таможенного союза уже разрабатываются в соответствии с решением Координационного комитета по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер при Комиссии Таможенного союза (рис. 11).

11 проектов технических регламентов Таможенного союза планируется разрабатывать по предложениям Сторон.

Предложения Сторон по разработке новых технических регламентов Таможенного союза

Рис.11 Предложения Сторон по разработке новых технических регламентов Таможенного союза

Когда мы выстраивали диалог с ЕС, обе стороны выступали прагматично. Основная идея была в том, чтобы подтянуть нашу систему технического регулирования до более совершенного уровня (рис.12).

Пример эффективного сотрудничества – регулятивный диалог России и ЕС

Рис. 12 Пример эффективного сотрудничества – регулятивный диалог России и ЕС

Россия в этом году является председателем в форуме АТЭС, куда входит 21 экономика, причем этот регион является наиболее быстрорастущим (рис.13).

Нам кажется, что целые группы продукции могли бы сегодня выйти на рынки сбыта этого региона. Поэтому необходимо уделить внимание диалогу, который идет сейчас на этой площадке. В частности идет диалог по безопасности химической продукции, по автомобильному транспорту, а также по целому ряду других видов продукции. В тоже время можно было бы включить вопросы энергетического машиностроения для обсуждения и продвижения наших технологий в страны этого региона.

Расширение регулятивного диалога России с экономиками АТЭС, используя ее представительство в Организации в 2012 году

Рис. 13 Расширение регулятивного диалога России с экономиками АТЭС, используя ее представительство в Организации в 2012 году

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»